Мойка вагонов-цистерн и молоковозов
В настоящее время цистерны используются повсеместно для перевозки жидких, сыпучих или газообразных грузов. В железнодорожных вагонах-цистернах перевозят химическое сырье, пищевые масла и нефтепродукты. Что касается автомобильных цистерн, то самый распространенный их тип - молоковозы. И всем цистернам необходима качественная внутренняя мойка. Для этого существуют специальные моечные посты - промывочно-пропарочные станции.
Такие станции есть на всех крупных транспортных ж/д узлах, а также на заводах по ремонту железнодорожных вагонов. Для автоцистерн также существуют специальные моечные посты, их расположение можно посмотреть по карте или в сети Интернет. Они качественно удаляют остатки нефтепродуктов, лекарственных растворов, нефтехимии, пищевых продуктов и других веществ.
Мойка цистерн требуется в ряде случаев:
- Цистерна будет использоваться для транспортировки других видов жидкостей.
- Цистерне требуется модернизация или ремонт.
- Подготовка к продаже.
- Подготовка к утилизации.
- Молоковозы моются после слива всей партии на приемном пункте.
Промывка вагонов-цистерн
Прежде всего в цистерне открывается кран нижнего слива, это избавляет от остатков нефтепродуктов или других жидкостей. После этого открывается верхний люк и цистерна проветривается. Если перевозимый продукт высокого класса опасности, то пары отводятся в специальные резервуары. На некоторых цистернах люк нижнего слива отсутствует (например, на цистернах, перевозящих сжиженный нефтяной газ), в таких случаях остаточные испарения отводятся по специальной технологии.
После того, как уровень испарений позволит исключить искрообразование и детонацию, один техник спускается внутрь цистерны и вручную очищает остатки продукта, а второй наверху продолжает контролировать уровень испарений. Техники экипируются защитной одеждой, газоанализаторами и масками. Работа внутри проводится с помощью искробезопасного скребка.
Следующий этап - пропарка, которая длится в среднем от 2 до 4 часов. Она размягчает остатки на стенках, которые не удалось удалить механически. Далее, когда цистерна остынет, техник либо проводит повторное соскабливание, либо сразу опускает в цистерну патрубок с моющей головкой. Промывка осуществляется специальными растворами, которые затем смываются водой. Если же речь идет о мойке молоковозов, спиртовозов и пищевых цистерн, то после пропарки достаточно промывки водой. Заключительный этап - сушка, во время которой в люк цистерны опускается сушилка. Длится примерно 1 час.
Расположение моющих головок
Существует два основных вида систем для мойки цистерн - одни работают на высоком давлении, другие на низком. Мойка высоким давлением наиболее распространена, однако и у способа мойки низким давлением много своих плюсов. Технически оба способа реализуются одинаково - в люк опускается специальная вращающаяся головка, из сопел которой вырываются струи жидкости и моют внутренности цистерны.
Так как головка находится на одном месте, то не все части цистерны моются с одинаковой интенсивностью - вблизи головки мойка получается более тщательной. Наиболее проблемные участки из-за их удаленности от моющей головки - торцы цистерн. Чтобы обеспечить им максимальную степень очистки, были проведены эксперименты с различным расположением моечной головки внутри цистерны. В результате оказалось, что наиболее равномерное распределение струй воды из сопел головки получается при ее горизонтальном расположении.
Движение струй при вертикально расположенной головке
Движение струй при горизонтально расположенной головке
Как мы видим, торцевые участки цистерн значительно эффективнее промываются при горизонтальном расположении моющей головки. Такое расположение достигается использованием специального патрубка. Количество сопел на моющей головке может быть различным в зависимости от конструкции и модели, обычно их 2 или 4. По вертикали оптимальное расположение головки - либо посередине, либо в верхней трети, по горизонтали - в центре цистерны.
Мойка многосекционных цистерн
Часто внутреннее пространство цистерн может быть разделено на несколько секций. Разделительные перегородки могут быть сплошными, либо с отверстиями - в любом случае мойка через центральный люк будет неэффективна.
Многосекционная цистерна
Наиболее очевидное решение - мойка поочередно каждой секции. То есть в каждую секцию опускается моечная головка, которая осуществляет тщательную промывку. Времени это займет больше, но если перегородки глухие, то другого выхода нет (зато получится сэкономить на моечных насадках, которые для небольших объемов стоят значительно дешевле). Однако, часто в перегородках оставляют центральное отверстие и даже оборудуют специальный рельсовый путь для движения моющих головок. В таких случаях головка устанавливается на специальную роликовую тележку и перемещается из секции в секцию, осуществляя планомерную промывку.